Открыть меню Поиск
СМИ о нас

Вы здесь

Единый справочник часто задаваемых вопросов

Вопрос: Где и каким образом можно зарегистрировать железнодорожный подвижной состав?

Ответ: Государственная услуга «Государственная регистрация подвижного состава» оказывается территориальными органами Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Прием заявления и выдача результата оказания государственных услуг осуществляются через:

1)  Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центр обслуживания населения»;

2)  веб-портал «электронного правительства»: www.egov.kz.

Вопрос: В летний период сложно приобрести железнодорожные проездные билеты, как можно их приобрести?

Ответ: В соответствии с пунктами 7 и 9 главы 2 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом продажа проездных документов (билетов) производится в билетных кассах, в том числе в билетных кассах пассажирских агентств, и (или) через электронные терминалы и интернет-ресурсы.

В поездах, сформированных из вагонов с местами для сидения, а также в общих вагонах пассажирских поездов, на станциях, где отсутствуют билетные кассы, допускается продажа проездных документов проводниками.

Продажа проездных документов (билетов) на пассажирские поезда в кассах, оборудованных терминалами автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками и по ручной технологии, осуществляется с пунктов формирования или оборота поезда от 45 суток и до отправления поезда, с промежуточной станции в зависимости от режима продажи или наличия нормы мест.

Предварительная продажа проездных документов осуществляется в сроки от 45 до 1 суток до отправления поезда.

Вопрос: Действительны ли ранее выданные лицензии на перевозку опасных грузов?

Ответ: Согласно статье 48 Закона Республики Казахстан «О лицензировании» (далее – Закон), в случае исключения отдельного вида деятельности и (или) подвида деятельности из перечня лицензируемых, лицензия и (или) приложение к лицензии прекращают свое действие.

Лицензирование деятельности в сфере перевозок опасных грузов автомобильным транспортом исключено Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов» от 10 июля 2012 года № 36-V.

Следовательно, после вступления в силу Закона, то есть с 11 августа

2012 года ранее выданные лицензии не действительны.

Вопрос: Как получить карточки к электронным (цифровым) тахографам?

Ответ: Изготовление карточек к электронным (цифровым) тахографам осуществляется ТОО «KazTACHOnet» (г. Алматы, ул. Желтоксан 89, офис 304, 8 727 2221691, +7 702 2215455).

Прием документов и выдачи карточек осуществляется с Понедельника по Пятницу с 09.00 до 18.00 часов (Перерыв: с 13.00 до 14.00 часов).

Также прием документов на изготовление карточек осуществляется в городах Петропавловск (ул. Казахстанской Правды 66, офис 103, ТОО «NK-Cargo», 8 7152 463837 , 362890, 468612), Павлодар (ул. Генерала Дүйсенова 106-115, ТОО «АСПЕКТ-KZ», 8 7182 322780) и Костанай (ул. Карбышева 30Б, ИП «Кравченко Вера», 8 7142 225723, +7 771 028 8848).

Вопрос: Как известно, в ноябре прошлого года Глава государства обратился к народу Казахстана в своем ежегодном Послании «Нурлы Жол – Путь в будущее», где одним из основных направлений было развитие  транспортной инфраструктуры. Так, в рамках Послания Министерством по инвестициям и развитию намечена реализация проектов строительства железнодорожной линии Боржакты – Ерсай и вторых путей на участке Алматы – Шу. Скажите, пожалуйста, реализация данных проектов для каких целей направлена?

Ответ: Да, в рамках Послания прошлого года Главой государства озвучена реализация указанных проектов. Как и ранее в других Посланиях, Глава государства каждый год особое внимание удаляет  транспортной отрасли, в том числе строительству новых железных дорог.

Так, касательно строительства железной дороги Боржакты – Ерсай.

Реализация данного проекта направлена на соединение порта Курык с ж.д. магистралью.

А это в свою очередь обеспечит создание условий для беспрепятственной доставки железнодорожных составов к перспективному паромному комплексу, а также обеспечить транспортное обслуживание развивающихся производств в районе порта, таких как судостроительный и судоремонтный завод и завод металлоконструкций (частные организации).

При этом, ожидается, что за первые пять лет объем перевозки по новому участку составит более 8 млн. тонн груза в год.

Относительно проекта строительства вторых путей на участке Алматы – Шу.

Реализация проекта направлена на ликвидацию узких мест на участке Шу – Алматы, который повысить провозную способность грузов с 30 млн. тонн до 120 млн. тонн и  сократить время следования поездов почти в 2 раза.

По предварительным расчетам, перспективный объем перевозок на указанном участке к 2022 году составит 13,5 млн. тонн, к 2027 году – 14,1 млн. тонн.

Вопрос: Размер налагаемого штрафа за отсутствие Казахстанского бланка разрешения?

Ответ: В соответствии ч.1 ст.573 РК КоАП осуществление иностранцами или иностранными юридическими лицами международных перевозок на территории Республики Казахстан без разрешения влечет штраф на водителей автотранспортных средств в размере двадцати пяти (25), на юридических лиц  в размере пятисот (500) месячных расчетных показателей (МРП). 

Вопрос: Какие документы необходимы для получения удостоверения на право управления маломерным судном и кем они оказывается?

Ответ: Для получения удостоверения на право управления самоходным маломерным судном требуются:

- заявление;

- копия диплома об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо свидетельства (справка) об окончании курсов по подготовке судоводителей маломерных судов;

- копия медицинской справки по форме № 083/у;     

- две фотографии размером 2,5x3,5 сантиметров;

документ, удостоверяющий личность.

Государственная услуга оказывается местными исполнительными органами областей, городов Астаны и Алматы.

Вопрос: Какие документы необходимы для регистрации маломерного судна?

Ответ: Для регистрации маломерного судна требуются:

- заявление;

- документ, удостоверяющий личность

- справка-счет торгующей организации, или товарный чек торгующей организации, либо договор купли-продажи или дарения, или свидетельство о праве на наследство, или иные документы, в соответствии со статьей 27 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О внутреннем водном транспорте»;

- судовой билет или другой документ с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;

- документ, свидетельствующий об исключении из судовых реестров (книг) иностранных государств, в случае если судно ранее было зарегистрировано в судовом реестре иностранного государства;

- документ, подтверждающий оплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию маломерного судна.

Вопрос: Какие суда относятся к маломерным судам?

Ответ: Судна длиной не более двадцати метров с допустимым количеством людей на борту не более двенадцати человек, кроме судов, построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения.

Вопрос: Какие документы должны быть у судоводителя маломерного судна?

Ответ: Удостоверение на право управления маломерным судном, судовой билет.

Вопрос: Скажите пожалуйста, когда планируется завершение реконструкции Обхода г. Сарканд автомобильной дороги «Алматы-Усть-Каменогорск», где очень много нареканий со стороны пользователей дорог.

Ответ: Подрядчик проекта дорожно-строительный консорциум «Алатау» (далее – Подрядчик) в 2013 году имел проблемы с заготовкой материала и техники. Более того, в связи со слабой организацией реализации данного проекта работы в 2014 году не были закончены. По этой причине в текущем году Заказчиком проекта - АО «НК «КазАвтоЖол» (далее – Заказчик) было принято решение о расторжении договора с Подрядчиком.

В настоящее время договор расторгнут и Заказчиком ведутся работы по расчету объема оставшихся работ и пересчету стоимости проекта согласно законодательству Республики Казахстан, после чего заново будут проведены процедуры по определению Подрядчика.

Вместе с тем отмечаю, что в рамках государственной программы «Нұрлы жол» строительство и реконструкция автомобильной дороги республиканского значения «Алматы-Усть-Каменогорск» планируется завершить в 2020 году, в том числе «Обход г. Сарканд» в 2016 году.

Вопрос. Когда будет начата реконструкция автомобильной дороги Кызылорда – Жезказган – Караганды, хотя в бюджете были предусмотрены средства. Из-за чего не начаты работы, что помешало этому?

Ответ. Протяженность автодороги составляет 925 км, ориентировочная стоимость 280 млрд.тенге. В настоящее время по данной автодороге имеется готовая проектно-сметная документация на 157 км между Кызылордой и Жезказганом и в текущем году было выделено 3 млрд.тенге на начало строительных работ на данных участках.

Учитывая капиталоемкость проекта, отсутствие необходимых денежных средств в бюджете 2016 года на данный проект и приоритетность реализуемых проектов Западная Европа – Западный Китай, Центр-Юг и Центр-Восток начало реализации проекта отлагается на 2019 год. Представьте вот начнем работы в текущем году, участки полностью разроют, будут объездные дороги, а в 2016 году не выделили деньги. На участках полностью приостановятся работы, будут сокращены рабочие места и так все останется пока не выделят деньги. В ближайшие 3 года на реализацию проекта средств не предусмотрено. В целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств принято решение о приостановлении начала реализации проекта в 2015 году и перераспределении выделенных средств на другие проекты.

В настоящее время рассматривается вопрос привлечения средств Международных финансовых институтов под государственную гарантию Правительства.

Вопрос: На сегодняшний день реконструирована большая часть международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, где промежуток от Кызылорды до Хоргоса переведена в 1 техническую категорию, кроме участка Узынагаш – Отар. Судя по ожидаемому увеличению интенсивности транзита и грузопотока после завершения проекта, данный участок необходимо уширять сейчас.

Какие меры будут предприняты по решению данного вопроса?

Ответ: Протяженность данного участка 98 км. Реконструкция данного участка предусмотрена в рамках программы «Нурлы жол». Участок будет переведен в 1 техническую категорию.

Реконструкцию планируется начать в 2016 году с завершением в 2019 году. На реконструкцию участка будут направлены сэкономленные заемные средства МБРР.

В текущем году планируется начать разработку ТЭО и ПСД участка. Также планируется подписать соглашение и ратифицировать в 1 полугодии 2016 года.



Вопрос: В перспективе планируете внедрить платность на 7 тыс.км. На каких дорогах планируете внедрить платность, каким образом будет взиматься платность и какова будет цена за 1 км, сохранится ли нынешний тариф.

Ответ: Как Вы отметили, Министерством до 2020 года планируется довести протяженность платных автомобильных дорог до 7 тыс. км на таких автомобильных дорогах как Международный коридор «Западная Европа-Западный Китай», Астана-Алматы, Алматы-Капшагай, Астана-Атбасар, Астана-Павлодар.

Тарифы за проезд по планируемым платным дорогам будут зависеть от интенсивности, протяженности и норматива содержания данных дорог, т.к. сбор средств за проезд будут направляться на самосодержание данных дорог.



Вопрос: В настоящее время много нареканий со стороны пользователей автодороги Астана-Щучинск на существующую систему. Не могли бы прокомментировать?

Ответ: На платном участке Астана-Щучинск автомобильной дороги «Астана-Петропавловск» установлена автоматизированная система взимания платы, и существующие проблемы в основном связаны  с разными начислениями за проезд.

Данная проблема возникает, прежде всего, с некорректным распознаванием государственных регистрационных номерных знаков, которому способствуют грязные, высвеченные  номера ТС.

Отмечаем, что чистота номеров ТС должна сохраняться на всем протяжении участка, так как фиксация номеров производится не только при выезде, но и при заезде и на контрольных арках на границах районов.

В феврале текущего года Министерством заключен контракт с южно-корейской компанией «ИСАН» по «Консультационной услуге на разработку комплексной стратегии платности». В рамках, данного контакта планируется провести анализ зарубежного опыта по негородским платным дорогам и представить предложения для последующего внедрения  в Казахстане. Данные работы будут завершены в марте 2016 года.



Вопрос: Какие меры предпринимаются авиационными властями по снятию ограничений с казахстанских авиакомпаний, наложенных Евросоюзом после аудита Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в  2009 году? 

Ответ: По результатам аудита общее соответствие уровню безопасности составило 47 %, были  замечания, из них 2 существенных, один из которых связан с процессом сертификации при выдаче сертификатов эксплуатантов (на момент аудита  процедуры по сертификации не соответствовали международным требованиям и практически не выполнялись), а второй связан с выдачей сертификатов лётной годности ВС (которые на момент аудита выдавались без осмотра ВС). 

Комитетом гражданской авиации был предпринят ряд мер, направленных на устранение замечаний.

В 2012 году в целях оказания помощи, передачи опыта, а также обучения стажировки в области проведении сертификации и надзора в сфере безопасности полетов подписано Соглашение с  Бюро технического сотрудничества ИКАО,  во исполнение которого в Казахстан направлены 14 экспертов ИКАО  по различным направлениям деятельности КГА.

Совместно с экспертами БТС ИКАО была проведена ресертификация всех авиакомпаний (сокращено число авиакомпаний  с 70 в 2009 году до 45 в 2014 году)  (из них 22 эксплуатанты,  23 авиационные работы). Проведена подготовка инспекторского состава КГА по программам, рекомендуемым ИКАО, организована практическое обучение с выездом на места расположения субъектов гражданской авиации, оформлены соответствующие виды допусков по различным аспектам деятельности управлений, разработаны критерии оценки инспекторского состава и проведен отбор.

В целях обмена практического опыта организованы совместные работы с авиационными властями Турции, Франции  по вопросам поддержания летной годности.

В результате проведенной работы 10 апреля 2014 года с АО «Эйр Астана» сняты ограничения на выполнение полетов в страны Европейского союза. 

По результатам валидационной миссии ИКАО в июне 2014 года снято существенное замечание по летной годности и процент соответствия деятельности КГА стандартам ИКАО вырос с 47% до 65%.

При этом средний мировой показатель соответствует 60%. В настоящее время проводится работа по Плану устранения существенного замечания по летной эксплуатации (сертификация авиакомпаний) и устранению  других замечаний.

Вместе с тем, в настоящее время авиационными властями Республики Казахстан направлено письмо о готовности проведения валидационной миссии ИКАО.

В ближайшее время ожидается ответ от ИКАО о проведении валидационной миссии в Казахстане и в случае положительного прохождения планируется снятие ограничений Евросоюзом на полеты казахстанских авиакомпаний.

Вопрос: Каков экономический потенциал евразийской интеграций?

Ответ: Экономический потенциал евразийской интеграции очень высок. Совокупный объем экономик стран-членов составляет более 2,2 трлн. долларов США. Общий объем выпуска промышленной продукции трех стран достигает показателя в 1,5 трлн. долларов США. По оценкам Евразийской экономической комиссии, перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить до 900 млрд. долларов США. Для Казахстана прирост ВВП к 2030 году может составить  до 30 млрд. долларов США.

Приток прямых иностранных инвестиций из третьих стран в экономику Союза по оценкам Евразийской экономической комиссии может составить 85 млрд. долл. США к 2030 году, из которых Республика Казахстан может получить дополнительный выигрыш от участия в ЕАЭС, в размере - 40 млрд. долл. США,  Республика Беларусь – 9,6 млрд. долл. США, Российская Федерация – 35,4 млрд. долл. США

Вопрос: Насколько целесообразно участие Казахстана в евразийской экономической интеграции в условиях снижения темпов мирового экономического роста?

Ответ: Евразийская интеграция в условиях мировой экономической нестабильности, снижения цен на основные энергоресурсы, взаимного применения экономических санкций России и Запада открывает новые возможности для более тесной экономической кооперации всех стран евразийского региона, включая Китай, европейские страны и государства Центральной Азии. А с учетом географического положения, Казахстан как элемент евразийского интеграционного процесса может выступать связующим звеном между Востоком и Западом.

Кроме того, с учетом формирования единого экономического пространства важнейшим аспектом для развития промышленности и расширения возможностей для малого и среднего бизнеса является исключение барьеров по доступу казахстанской продукции на рынки стран-партнеров.

Таким образом, участие Казахстана в евразийском экономическом союзе является составной частью общей экономической политики Правительства по диверсификации экономики. Наша республика намерена стать сильным, конкурентоспособным игроком в мировой экономике. Основные положительные изменения ожидают Казахстан в перспективе при реализации договоренностей по формированию общих рынков в различных отраслях.

При этом, наиболее значительные выгоды, как для стран-участников, так и в целом для экономического развития всего континента, Евразийский экономический союз принесет в перспективе. Поэтапное его развитие создает необходимую платформу для стабильности и привлекательности евразийского интеграционного процесса.

Вопрос: Какие факторы создают необходимость участия Казахстана в региональной экономической интеграции?

Ответ: Существуют три основных фактора.

Первый фактор – это континентальная замкнутость. Географическое расположение республики вдали от морских портов снижает возможности по доступу на рынки третьих стран, ограничивает возможности для экономического роста.

Второй фактор – недостаточные для привлечения инвестиций и развития перерабатывающих производств возможности внутреннего рынка с объемом потребления в 17 млн. чел.

И третий фактор – тенденции замедления мирового экономического роста, нестабильность мировых рынков потребления основных экспортных товаров Казахстана (нефть, металлы).

Вопрос: Какими инструментами государственной поддержки экспортеров может воспользоваться компания, планирующая выходить на внешние рынки?

Ответ: АО «KAZNEX INVEST» при Министерстве по инвестициям и развитию РК оказывает сервисную и финансовую поддержку казахстанским экспортерам обработанной продукции в выходе на внешние рынки. Вы можете воспользоваться следующими инструментами продвижения вашей компании:

- участие в составе торговой миссии за рубежом (торговая миссия проводится в формате бизнес-форума, подходит для налаживания прямых контактов между казахстанскими производителями и потенциальными зарубежными покупателями);

- участие на зарубежной профильной  выставке (эффективный канал продвижения предприятия на внешнем рынке, позволяющий презентовать свою компанию и производимую продукцию и услуги, приобретать новых клиентов и укрепить связи с имеющимися, найти новых партнеров для развития бизнеса);

- участие в зарубежных профильных выставках в формате Единого национального стенда (коллективная презентация продукции/услуг конкурентоспособных казахстанских производителей определенной отрасли на крупных международных, специализированных выставках);

- продвижение казахстанских товарных знаков (товаров/услуг) на зарубежные рынки (организация и проведение презентационных мероприятий товарных знаков за рубежом, размещение имиджевых статей о высококачественной продукции под казахстанскими товарными знаками, организацию переговоров отечественных производителей с потенциальными зарубежными покупателями);

- продвижение на рынок гуманитарных закупок (гуманитарные организации приобретают большой ассортимент товаров, начиная от продуктов питания до машиностроительных изделий в зависимости от их целевого назначения).

В случае заинтересованности вы можете найти дополнительную информацию на портале www.export.gov.kz или обратиться по тел: 8 (7172) 91 90 40.

Вопрос: Какова реальная выгода предпринимателю от ведения бизнеса и инвестирования в специальные экономические зоны Казахстана?

Отличительной особенностью ведения бизнеса на территории СЭЗ является наличии ряда налоговых преференций и льгот. К примеру, для участников СЭЗ предусмотрены налоговые и таможенные льготы:

Налоговые льготы – это снижение на 100% суммы корпоративного подоходного налога (КПН), 0 ставка по земельному налогу, налога на имущество, налогу на добавленную стоимость (НДС) при реализации на территории СЭЗ товаров, полностью потребляемых в процессе производства.

Таможенные льготы -  при ввозе товаров на территорию СЭЗ не облагается таможенными пошлинами.

Также участникам СЭЗ предоставляется земельный участок с 0 ставкой оплаты за его использование до 10 лет.

 Кроме того, для всех участников СЭЗ предоставляется доступ к необходимым объектам инфраструктуры для реализации производства (объекты недвижимости, входящие в состав объектов производства и передачи тепловой и электрической энергии, водоснабжения и газоснабжения, канализации, транспортных коммуникаций, услуг связи и иных объектов).

Необходимо отметить, что разработан законопроект по вопросам совершенствования деятельности СЭЗ, направленный на дальнейшее улучшений условий функционирования СЭЗ, который подписан Главой государства 27 октября 2015 года.

Вопрос: У меня есть инвестиционный проект. Нужна помощь в привлечение инвесторов. Подскажите, где можно разместить информацию о своем проекте?

Ответ: Если у вас есть инвестиционный проект, мы предлагаем Вам в первую очередь, направить официальное письмо в АО «KAZNEX INVEST», с указанием краткой информации о компании, проекте и необходимой поддержке со стороны Агентства.

После рассмотрения обращения, Вам будет направлена анкета проекта для заполнения, после заполнения которой, информация о проекте, будет добавлена в базу данных инвестиционных проектов и инвесторов www.baseinvest.kz.

Условия размещения проекта на www.baseinvest.kz – это наличии бизнес-плана и полной информации, указанной в анкете на русском, английском и казахском языках.

Для информации база данных инвестиционных проектов www.baseinvest.kz разработана и представлена в открытый доступ с середины 2013 года. По сегодняшний день совершено более 20 000 переходов к базе проектов, получено и обработано 750 запросов по инвестиционным проектам от потенциальных инвесторов. Стоит также отметить, что с 2010 года при содействии KAZNEX INVEST решение об инвестировании приняли 47 иностранных инвесторов на общую сумму 1 911 млрд. долл. США.

Вы также можете ознакомиться с уже предлагаемыми к реализации инвестиционными проектами в Казахстане, перейдя в раздел «База инвестиционных проектов» на сайте www.invest.gov.kz

Вопрос: На какие инвестиционные преференции может рассчитывать инвестор, решивший вложить свои средства в Казахстан?

Ответ: В соответствии с Законом РК "Об инвестициях" инвестор может получить:

1. Преференции для проектов (в т.ч. приоритетных инвестиционных проектов):

  • освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования, комплектующих и запчастей к нему, сырья и материалов;
  • натурные гранты не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь).

2. Преференции для приоритетных инвестиционных проектов*:

  • налоговые льготы: корпоративный подоходный налог – 0% на 10 лет; земельный налог – 0% на 10 лет; имущественный налог – 0% на 8 лет;
  • инвестиционные субсидии до 30% на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования после ввода в эксплуатацию;
  • гарантии стабильности законодательства: налогового и в сфере привлечения иностранной рабочей силы;
  • государственная поддержка инвестиций уполномоченным органом, определяемым Правительством Республики Казахстан, который взаимодействует с инвесторами  по принципу «одного окна»;
  • содействие уполномоченным органом инвесторам в обеспечении гарантированного заказа со стороны заинтересованных юридических лиц в соответствии с инвестиционным контрактом, заключаемым между уполномоченным органом и инвестором.

*Критерии приоритетных инвестиционных проектов:

  • соответствие Перечню приоритетных видов деятельности
  • вновь созданное юридическое лицо с объемом инвестиций более 2 млн. МРП (МРП – месячный расчетный показатель, утверждаемый законом о республиканском бюджете)

По всем вопросам, касающимся предоставления инвестиционных преференций, можно обратиться в Комитет по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Напоминаем, что в Министерстве по инвестициям и развитию РК действует Investors Services Centre для сопровождения инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Investors Services Centre окажет Вам консультирование по инвестиционным возможностям, помощь в сборе и оформлении документов на получение государственных услуг (лицензий, сертификатов, справок и т.д.), сопровождение инвестиционного проекта в центральных и местных исполнительных органах при получении государственных услуг. Телефон Сall-centre: 8 (7172) 75-45-40.

Вопрос: Какие основные причины высокой энергоемкости ВВП нашей страны?

Ответ: 1) Структура казахстанской экономики с преобладанием энергоемких видов отраслей – добывающие отрасли, ГМК, нефтегазовый сектор, угольная энергетика;

2) Климатические условия, когда в северных частях региона порядка 9 месяцев отопительного сезона. В связи с этим сектор теплоснабжения у нас является достаточно энергозатратным и энергоемким;

3) Общая технологическая отсталость многих отраслей экономики и соответственно высокая энергоемкость продукции, которая в некоторых отраслях превышает аналогичный европейский показатель в разы;

4) Относительно низкая стоимость цен на энергоносители, которая не стимулирует многих потребителей к бережливому отношению к энергоресурсам.

Вопрос: Как реализуется политика энергоэффективности в регионах?

Ответ: С 2012 года регионами успешно реализуются региональные комплексные планы энергосбережения до 2015 года на первом этапе и до 2020 года на втором этапе. В целом все региональные планы включают в себя мероприятия по энергосбережению по различным отраслям – промышленность, ЖКХ, транспорт, энергетика, а также мероприятия по пропаганде и подготовке кадров. Также Министерством в рамках Закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» ведется ежегодный рейтинг Акиматов по реализации политики энергоэффективности. Мы видим, что уровень реализации политики из года в год улучшается.

Вопрос: Какая поддержка предусмотрена для предприятий со стороны государства при проведении энергоаудита?

Ответ: 14 января 2015 года принят Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности», предусматривающий продление срока проведения энргоаудита на одни год, то есть до июля 2016 года.

Также в июле месяца текущего года Министерством были внесены изменения и дополнения в программу «Производительность 2020», которые предусматривают возмещение затрат в размере 50 %, понесенных предприятиям за проведение энергоаудита, но не более 8 млн. тенге для малых и средних предприятий и не более 16 млн. тенге для крупных предприятий.

Вопрос: Что даст реализация 59 шага для бизнеса и в целом для экономики страны?

Ответ: Энергосбережение и повышение энергоэффективности означает в первую очередь эффективное управление основной частью затрат экономики – расходной частью на энергетические ресурсы. То есть эффективное использование энергоресурсов обеспечит снижение себестоимости продукции и позволит предприятиям увеличить конкурентоспособность, что немаловажно в свете вхождения в ВТО.

Также с развитием рынка энергосервисных услуг будет создан новый кластер МСБ.

Что касается бюджетного сектора, то после реализации всех мер планируется ежегодная экономия до 10 млрд. тенге, без каких- либо затрат с бюджета.

Вопрос: Большинство кредитов на реализацию инновационных проектов выдавались в долларах. Многие предприниматели-инноваторы выражают опасение, что новый скачек курса тенге по отношению к доллару приведет их к банкротству. Существуют ли реальные меры поддержки их бизнеса в случае девальвации?

Ответ: Министерство по инвестициям и развитию представляет меры государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 9 января 2012 года.

Основным государственным инструментом поддержки инновационной деятельности являются инновационные гранты. При этом, инновационные гранты представляются на безвозмездной основе и в национальной валюте.

Вопрос: Как изменились условия оказания мер государственной поддержки в области инноваций в новой экономической ситуации?

Ответ: В настоящее время в рамках совершенствования механизма предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, планируется увеличить суммы по отдельным видам инновационных грантов: до 400 млн. тенге на приобретение технологии и до 100 млн. тенге в рамках гранта на коммерциализацию технологий. Кроме того, будет предусмотрена реализация целевых технологических программ через грант на промышленные исследования, который будет предоставляться консорциуму, состоящего из представителей науки, бизнеса и государства на условиях возмещение затрат до 80% но не более 800 млн. тенге.

Вместе с тем, будет сокращено количество необходимых документов до 7-9 позиций (ранее 11-19) и до 2-х экземпляров (ранее 4).

Вопрос: В прошлом году Казахстан уверенно лидировал среди стран СНГ в сфере экспорта обрабатывающей промышленности. Впервые Казахстан стал поставлять на внешние рынки не только сырье, но и высокотехнологичную продукцию. Каково сегодня положение предприятий-экспортеров?

Ответ: Отрицательное воздействие на отрасль в 2014 году оказала проведенная девальвация через увеличение стоимости импортного сырья и комплектующих материалов. Дополнительным негативным моментом стало падение курса рубля в последние месяцы 2014 года, которое оказало влияние на перераспределение спроса не в пользу отечественных производителей.

Вместе с тем, на сегодняшний день в целях поддержки предприятий-экспортеров Правительством Республики Казахстан утвержден План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования отечественных производителей и экспортеров на 2015 – 2016 годы. В рамках Плана будет осуществляться финансирование экспортеров через действующие инструменты в соответствии с требованиями внутренних актов АО «БРК» и АО «БРК-Лизинг», в том числе через кредитование финансовых институтов и организаций импортера продукции, выпускаемой на территории Республики Казахстан. Общая сумма финансирования – 35 миллиардов тенге в 2015 году и 15 миллиардов тенге в 2016 году.

Вопрос: Что делается МИРом для возрождения казахстанской легкой промышленности? Как вы думаете, в среднесрочной перспективе, удастся ли Казахстану отвоевать хотя бы 10% внутреннего рынка продукции легпрома?

Ответ: Легкая промышленность Республики Казахстан представлена 3 видами экономической деятельности - производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожаной и относящейся к ней продукции. По состоянию на 1 мая 2015 года в легкой промышленности Казахстана зарегистрировано 1534 предприятий, из них 20 – крупных, 35 – средних и 1479 малых предприятий. Наибольшее количество предприятий (874) заняты в сегменте производства одежды, 476 предприятий производят текстильные изделия и 184 предприятия производят кожаную и относящуюся к ней продукцию.

В целом, несмотря на нестабильную тенденцию за последнюю декаду в части инвестирования в основной капитал легкой промышленности Казахстана, в январе-апреле 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года произошло увеличение инвестиций в 2 раза, что составило 712,6 млн. тенге (преимущественно за счет резкого увеличения инвестиций в производство текстильных изделий в 25,5 раз). Импорт продукции легкой промышленности за последние 7 летувеличился до 2 234,5 млн. долл. США, что в 4,9 раза выше показателя 2008 года. Объем производства продукции легкой промышленности по сравнению с 2008 годом вырос в 2,4 раза. Стабильный рост за последние 6 лет показало производство одежды.

Тем не менее, вынужден констатировать, что на сегодняшний день доля легкой промышленности в общей структуре промышленного производства Казахстана составляет всего 0,36%, в структуре обрабатывающей промышленности - 1,1 %.

Из числа действующих предприятий легкой промышленности более 90% составляют малые предприятия. Данная тенденция сохраняется в течение последних 7 лет. Крупный бизнес наиболее устойчив к колебаниям на рынке, тогда как малый бизнес, который, как говорилось ранее, составляет 90% от общего числа действующих предприятий, не выдерживает конкуренцию по цене, в том числе и с иностранными компаниями, импортирующими продукцию легкой промышленности в Казахстане и в другие страны.

Учитывая все эти факторы, мы активно вкладываем усилия по мерам государственной поддержки развития отрасли.

За последние несколько лет в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» подписано к финансированию более 109 проектов по легкой промышленности; АО «Национальное агентство по технологическому развитию» в рамках технологической поддержки и инновационного развития предоставило инновационные гранты по ряду проектов и поддержку по технологическому бизнес-инкубированию предприятиям легкой промышленности; в рамках программы «Производительность 2020», которая содержит комплекс инструментов стимулирования и поддержки модернизации действующих предприятий легкой промышленности, в 2 раза снижена стоимость предмета лизинга для предприятий данной отрасли (со 150 млн. тенге до 75 млн. тенге).

Проводится работа по обеспечению предприятий легкой промышленности сырьем. Определяется потребность отечественных предприятий в сырье. Ведется работа по созданию сервисно-заготовительных центров.

Повышены ставки таможенных пошлин на вывоз шкур необработанных крупного рогатого скота или животных семейства лошадиных с 200 евро за тонну до 500 евро.

В целях защиты населения страны от небезопасной продукции совместно с белорусской и российской сторонами разработан и утвержден Решением Комиссии Таможенного союза Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», который устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции.

В рамках стимулирования экспорта проводится работа по продвижению на внешние рынки таких видов отечественных товаров, как хлопок-волокно, шерстяные изделия, товарная кожа, обувь, швейные изделия, детский и взрослый текстиль, спортивная одежда и др.

Созданные в рамках Карты индустриализации предприятия отрасли также вносят определенный вклад в развитие легкой промышленности и экономики страны в целом. За 2014 год в рамках Карты индустриализации предприятиями легкой промышленности произведено продукции на сумму 7,3 млрд. тенге. В результате доля произведенной ими продукции в общем объеме производства отрасли составила 11%.

Вопрос: Что будет сделано для того, чтобы впредь не повторялась история с «Гульнар Тур» и «Travelsystem»?

Ответ: Для того, чтобы в дальнейшем исключить либо минимизировать возможность повторения подобных ситуаций заинтересованными государственными органами при тесном взаимодействии с национальной палатой предпринимателей прорабатывается вопрос внесения изменений в законодательство в части усиления мер ответственности туроператоров и защиты туристов, выезжающих за пределы Республики Казахстан, которые предполагают принятие следующих мер:

1) по усилению мер ответственности туроператоров и турагентов;

2) повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы Казахстана.

В частности, законопроектом предусмотрено:

- введение финансовых гарантий для туроператоров;

-увеличение суммы страхования гражданско-правовой ответственности;

- создание Фонда защиты прав туриста по аналогии с Фондом гарантирования депозитов, используя Британский (система ATOL) и Датский опыт (Фонд гарантирования турпоездок);

-поэтапный переход к модели полного гарантирования выездного туризма.

Вопрос: Подлежат ли обучению промышленной безопасности все поступающие на работу работники опасного производственного объекта или только технические руководители и должностные лица

Ответ: Для работы на опасных производственных объектах все специалисты и работники подлежат подготовке и переподготовке по вопросам промышленной безопасности.

Вопрос: Каким образом обеспечивается экологическая безопасность РН«Протон»?

Ответ: При Аэрокосмическом комитете МИР РК в 2001 году создано РГП «НИЦ «Ғарыш-Экология» для оценки воздействия пусков ракет-носителей с космодрома «Байконур» на окружающую среду и здоровье население. Предприятием осуществляется регулярное экологическое сопровождение пусков ракет-носителей «Протон» в позиционном районе космодрома «Байконур» и в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей (ОЧ РН). При этом проводится отбор проб объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, растений) для определения содержания гептила и продуктов его распада. В случае превышения ПДК указанных компонентов в почве Российской стороной проводятся работы по ее детоксикации.

 

© 2017

Официальный Интернет-ресурс

Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан